СТРАДАНИЕ СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ |
СТРАДАНИЕ СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ
АНАСТАСИИ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦЫ, ХРИСОГОНА учителя ея, ФЕОДОТИИ
и другихъ съ нею пострадавшихъ.
Святая Анастасия родилась въ знаменитомъ городъ Риме. Она отличалась своимъ благородствомъ, душевною и тълесною красотою, благимъ нравомъ и кротостаю. Отецъ ея, по имени Претекстатъ, былъ сенаторомъ и исповъдывалъ эллинскую языче скую веру. А мать ея, именемъ Фавста, веровала во Христа. В двическомъ возрасге Анастасия была поручена своею матерью для обучения одному достойному мужу, известному своею учено стию, а еще более своимъ благочестаемъ. Его звали Хрисогономъ. Он былъ христааниномъ, хорошо зналъ Божественное учете Христа, и впослъдствии сталъ мученикомъ. Отъ этого святаго мужа Анастасия научилась не одной только грамоте; она научилась также познавать Того, Кто есть начало всему видимому и невидимому, цель всех сердечныхъ благочестивыхъ желаний, Единый истинный Бог Создатель и Совершитель всего. И стала она прилежно читать христианския книги, поучаясь въ законъ Господнемъ день и ночь и утверждая свое сердце въ любви къ Богу. Когда Анастаия закончила свое учение у Хрисогоня её негласно стали прославлять, как мудрую и прекрасную, деву.
Между тем, отошла от этой жизни блаженная мать Анастасии , Фавста. Отецъ же святой противъ ея желания выдал её за некоего Помплия, происходившаго также изъ сенаторскаго рода и исповъдавшаго эллинскую веру; и была Анастасия отведена в дом к жениху, верная к неверному, агница Христова к волку. Но Бог, къ Которому возносились ея рыдания, предъ Которым она молилась день и ночь, сохранилъ ее. Святая не лишилась своего девства, и нечистый мужъ не осквернил ея чистаго тела. Анастасия притворилась, что у нея постоянная и неисцелимая женская болезнь, и говорила, что не может быть женою своему мужу. Иногда, мужъ насильно, борьбой, хотел добиться от нея удовлетворения своей похоти; но Анастасия, с невидимою по мощию ангела-хранителя, вырывалась из его рук,—и так осталась она непорочною дево
Часто, сняв свои роскошныя одежды и драгоцънныя укра шешя и надев тайно нищенское рубище, Анастасия выходила из дому, неведомо для всъхъ, кроме одной рабыни, которая не отлучно сопровождала ее. Съ этой рабыней Анастасия обходила все темницы, золотом покупая себе у стражи входъ въ них, посещала страждущих ради Христа, служила имъ с благогов ниемъ и усердием, сколько могла. Она умывала руки и ноги заключенных, очищала их спутанные волосы, полные сора, отирала кровь их, обвязывала их раны чистым полотном, подавала каждому пищу и питье, Потом, достаточно послужив имъ, она возвращалась домой.
Въ этих занятаях часто приходилось ей выходить изъ дому и не скрылось это отъ ея мужа. Онъ узнал, что Анастасия посе щает узников, и еще больше разгневался на нее, тем более что и прежде онъ был раздражен на святую за ея отказ вести с ним супружескую жизнь, и много ей за то досаждал. А о делах Анастасии он узнал отъ сопровождавшей ее рабыни; эта въроломная женщина разсказала ему все.
Жестоко избив Анастасию, беззаконный мужъ ея заключил святую въ отдельной комнате, приставив къ ней стражу, так что она не могла выдти из комнаты. И скорбела духом святая,об узниках за Христа, что не посещает их, не служит им не снабжает их всъм нужным. Особенно же болело сердце Анастасии по учителе ея святом Хрисогоне, что не видит она его. Уже два года святый Хрисогон претерпевал много различных мук, пребывая в темнице. Находясь на свободе, Аяастасия часто приходила к нему. Теперь же, пребывая въ заключении и под бдительнымъ надзором, она не могла навещать своего учителя.
Особенно стал притеснять Анастасию ея муж, когда умер отец сей благочестивой жены, Претекстат; все значительное имение Претекстата перешло по наследству к Анастасии, какъ къ единственной дочери, ибо у него не было больше ни детей, ни родственниковъ. И тогда Помплий, воспользовавшись смертаю своего тестя, из ненависти к Анастасии за ея несогласие к его плотским желаниям, замыслил уморить ее, чтобы наследовать все ея имение и жить с другой женою на чужия деньги. Обращаясь со святою, какъ с плениицею и рабою, он ежедневно истязал и мучил ее. Это известно из письма ея, тайно написаннаго ею Хри согоy и посланнаго чрез одну старицу. Вотъ это письмо: «Святому исповеднику Христову Хрисогону отъ Анастасии». «Мой отец былъ идолопоклонникъ; но мать моя Фавста жила всегда чистою и благочестивою христианскою жизнию. И она сделала меня христианкою с самых младенческих пелен. После её кончины, я приняла на себя тяжкое иго супружества с язычником. Но, по милосердию ко мне Бога, я успешно уклонялась от ложа его, притворяясь больною, и теперь во дни и в ночи объемлю стопы Господа моего Иисуса Христа. Муж же мой с недостойными скверными идолопоклонниками растрачивает мое наследие, похваляясь богатством моим, какъ бы своим; а меня, как волшебницу и противницу его языческой веры, онъ томит в столь тяжком заключении, что мне ничего не остается, как только, предав дух Господу, упасть мертвою. Конечно, я должна радоваться, что, пострадав за Господа, умру исповедуя Его; но я глубоко скорблю о том, что вижу, какъ все мои богатства обещанныя Богу, расточаются руками людей нечестивых, и богопротивных. Поэтому прошу тебя, человък Божий, помолись прилежно Владыке Христу, чтобы Он мужа моего или оставил живым, если ведает, что тот когда нибудь уверует, или, если он будетъ все продолжать пребывать въ неверии, то да повелит ему выйти из среды живых и дать место тем, кто чтит Бога. Лучше ему умереть, чем не исповедывать Сына Божия и препятствовать тем, кто исповъдуетъ Его. Призываю Христа во свидетели, что, если я буду свободна, то проведу жизнь мою в служении святым и буду прилежно о них заботиться, как я уже и начала делать... Спасайся, муж Божий, и помилуй меня».
На это письмо к святой Анастасии пришел такой ответь: «Хрисогонъ—Анастасии. К тебе, смущаемой бурею и волнениями Mиpa сего, скоро придет Христос, ходящий по водам, и единымъ словомъ Своим утишит вздымающиеся на тебя ветры наветов вражиих. Находясь посреди возмущеннаго моря, терпеливо ожидай Христа, Который придетъ к тебе, и неустанно взывай словами пророка: "что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? уповай на бога; ибо я буду ещё славить его, спасителя моего и бога моего.(Псалом 41, ст. 6.)" Ожидай от Бога двойнаго воздаяния. Ибо тебе будет возвращено и временное наследство и даровано будет небесное: Господь затем по временам попускает злое и замедляет свои благодеяния, чтобы мы не воздремали в без опасности. Не смущайся, когда видишь, что 6еды постигают людей, живущих в благочестии. Господь не отвергает тебя, но испытывает. Знай и то, что не прочна защита, подаваемая рукою человеческой, по слову Писания: " проклят человек, который надеется на человека и Благословен человек, который надеется на Господа ( Кн. пр. 1ерем1и, гл. 17, ст. 6 ). Крепко и бодро охраняй себя от всех грехов и ищи утешения от Единаго Бога, соблюдая святыя заповеди Его. Скоро вернется къ тебе мирное время. Как после ночной тьмы возсиявает светозарный день, и как после жестокой зимы наступает теплая весна, такъ придут къ тебе золотые и ясные дни, и тогда ты подашь всем страждущим ради имени Христова временное утешение, а сама несомненно сподобишься вечнaгo блаженства... Спасайся о Господе и молись обо мне».
Вскоре Анастасии суждено было испытать от безжалостнаго нечестиваго мужа своего новыя смертельныя обиды, и она опять написала святому Хрисогону письмо. Вот что было написано в нем: «Исповъднику Христову Хрисогону отъ Анастасии. Помяни меня и помолись за меня, чтобы Господь, по любви к Коему я терплю муки, о которых разскажет тебе посланная к тебе старица, принял мою душу».
Святый отвечалъ ей: «Хрисогонъ—Анастасии. Свету всегда предшествуетъ тьма, и после болезней часто возвращается здоровье, и после смерти обещана намъ жизнь. Одинъ и тотъ же конец для всякаго, как для счастливца, так и для страдальца, чтобы скорбящими не овла девало отчаяние, и чтобы въ радости люди не предавались само мнению. Одно море, на котором пускаются въ путь челны жизней наших, и с единым Кормчимъ души наши совершаютъ свое плаваше. Корабли однихъ болъе крепки и без вреда проходят чрезъ волнения, а у другихъ—утлые челны, которые и въ за тишьи близки к потоплению. Близко время гибели тех, кото рые не думаютъ придти к спасительному пристанищу. А ты, непорочная служительница Христова, прилепись всею мыслию ко Кресту Христову и приготовь себя къ делу Господню; и когда ты послужишь Христу по собственному твоему желанию, то от мучений с торжеством перейдешь в блаженную жизнь ко Христу». Этимъ письмом святый Хрисогон пророчествовал о скорой гибели жестокаго мужа ея Помплия. И действительно, послъдний вскоре был отправлен в Персио посломъ къ Персидскому царю. Отправляясь въ путь, онъ должен былъ плыть по морю; корабль, на которомъ онъ плыл, во время внезапной бури пошел ко дну и уто нул. Так погиб этот окаянный человък. Святая же Анастасия, сохранив свое девство, какъ птица избавилась отъ сети ловца. Вмевсте со свободой своей она получила и все наследство, остав шееся ей отъ родителей. И начала она, уже без помехи отъ кого бы то ни было, обходить заключенных в темницах. Она служила святым страстотерпцам Христовым не одним только имением своим. На ряду с этим она утешала их, своими благораз умными речами возбуждала их к мужественному терпению и к безбоязненной смерти за Христа. В то время царь Диоклитиан находился въ Аквилеъ1) и направлял все свои заботы на то, чтобы ни одному хрисианину не удалось тайно уйти из его рук. Ему донесли из Рима что темницы наполнены великим множеством христиан, что они, не смотря на разнообразныя мучения, не отрицаются от своего Христа, и что во всем этом их подкрепляет христиан ский учитель Хрисогон, которому они покорны, во всем следуя его наставлениям. Царь приказал предать всъх христиан му кам и смерти, а Хрисогона послать къ нему. Онъ размышлял, что, если одолъетъ его упорство, то легко осилить и прочих христианъ.
Когда Хрисогона вели к царю на испытание, издалека следовала за своим учителем и Анастасия. Увидев святаго мужа, царь начал сперва беседовать с ним, с кротостию увещевая его отречься отъ Христа.
-"Прими, Хрисогонъ, мой добрый совет,-говорил без законный властитель,-присоединись къ нашей вере, сделай угодное богам и выбери себе приятное вместо скорбнаго, по лезное вместо неполезнаго. Знай, что не только ты избавишься от мук и получишь столь желанную свободу, но сверх того сделаешься начальником великаго города Рима". Святый отвъчал на это: -"Я познал Единаго Бога, и Он для меня дороже всякаго света и вожделъннее всякой свободы. Он мне дороже всей жизни, полезнее всех сокровищъ. В Него одного верую я сердцем, исповедую Его устами, чту Его душою и перед очами всех преклоняю Ему мои колена. Чтить же многих твоих боговъ, в которых живут бесы, я не буду; я мыслю о них так же, как и Сократь*), который говорить о нихъ: "нужно всячески удаляться от них, потому что они соблазняют людей и суть известные душегубцы". Дары же и честь, которые ты мне предлагаешь, я ценю не больше, чем сон и мрак".
Не мог больше слышать царь таких свободныхъ речей Хрисогона, и повелел воинам взять его и, заведя въ пустынное место, отрубить ему голову. Тело святаго было бро шено на берегу моря'), недалеко от жилищъ одного пресвитера Зоила, мужа святой жизни, и трехъдевиц-сестеръ телом и духом, Агапии, Хионии и Ирины3). Этот пресвитер по откровению от Бога узнал о теле святаго Хрисогона, взял его вместе с усеченною главою, и, вложивъ в ковчег, скрыл у себя дома4). По истечении же тридцати дней явился ему въ видении святый Хрисогонъ и сказалъ: —«Знай, что в течение предстоящих девяти дней три жи-вущия близ тебя девицы Христовы будут взяты на мучения. Ты же скажи pa6е Господней Анастасии, чтобы она заботилась о них, возбуждая их к подвигу мужества, пока они не увен чаются мученическими венцами. Будь и ты в благом уповании что восприимешь сладкие плоды твоих трудов. Вскоре и ты осво бодишься от здешней жизни и будешь отведен ко Христу с пострадавшими за Него».
Такое же откровение было и святой Анастасии. И вот, вдох новляемая Духом Божиим, она пришла к дому пресвитера котораго никогда не знала, и спрашивала у него: —«Где те девицы, о мученической кончине которых ему было открыто въ видении».
Потомъ, узнавъ место их обитания, она пошла к ним и провела с ними ночь, беседуя съ ними о любви к Богу и о спасении души. И своею речыо увещевала их мужественно, до крови, стоять за Христа, Жениха их. У пресвитера же Зоила она увидела мощи святаго мученика Христова Хрисогона, своего дорогаго учителя, и много плакала над ними теплыми слезами, поручая себя его молитвам. Затем она возвратилась в Аквилею.
Вскоре после того предсказание святаго Хрисогона пресви теру Зоилу исполнилось. Этот пресвитер, по истечении девяти дней, перешел к Господу, а святыя девы Агапия, Хиония и Ирина были взяты и приведены на допрос к царю Диоклитиану. Долго увещевал он их принести жертву идолам, прибегая то к ласкам, то к угрозам, но не успел в том и, нако нец, заключил их въ темницу.
Святая же Анастасия, посещая по обычаю своему заключен ных, пришла к тем святым девам и утешала их, возбу ждая в них упование на неотступную помощь Христову и на дежду на славную победу над врагами Господа. Между тем царю надо было, по государственнымъ делам; отправиться в Македонию1); поэтому святыя девы были поручены мучителю Дулькицию, который ихъ пытал и мучил, а затем передал их на истязание одному комиту, Сисинию*). Последний бро сил святую Агапию и Хионию в огонь. Здесь они и предали дух свой Богу, оставив тела свои в oгне целыми и неповре жденными. А святую Ирину один изъ воинов Сисиния ранил стрелою из тугого лука, после чего святая скончалась. Чистыя тела их взяла святая Анастасия, обвила белыми плащаницами с ароматами и благоговейно положила на избранном месте, ублажая их страдания.
Потом Анастасия стала переходить из города в город и из страны въ страну; святая везде служила христианам, со держимым в узах, доставляла на свои средства узникам пищу и питье, одежду и все необходимое и оказывала больным вра чебную помощь. Она была отрадою для всех тяжко испытуе мых и изнемогающих телом людей, и золотомъ покупала им облегчение от долговременных тяжких уз. Вот поэтому Ана стасия и была названа Узорешительницею, так как своим тай нымъ попечением она многим разрешила узы. Одним она при несла облегчение; другим, врачуя собственными руками, она вы лечила от неисцълимых ран, иных, бывших полумертвыми, оживила своимъ уходом, дав им здоровье и силы на ожидавшия их новыя мучения.
Желая помогать больным и несчастным, она выучилась вра чебному искусству и сама лечила раненыхъ. Не гнушалась она на руках своих носить тех, которые не могли владеть ни руками своими, ни ногами, перебитыми или изъявленными за Христа,—и сама влагала им в уста пищу, поила их, обчи щала ихъ гной, обвязывала струпья. И в том только было ея веселье и радость, чтобы послужить Самому Христу въ лице тех, кто страждет за исповъдание сладчайшаго имени Христова. Об этом заботилась она всеми силами, к этому стремилась всеми способами и, трудясь в этом деле всею душой, она побеждала природную немощь свою, отличаясь великодушием и муже ственностию, любовию к Богу и ближним и заботами о святых страдальцах, которые всегда близки к Богу и о которыхъ она говорила вместе с Давидом: «как возвышены для меня помышления твои, боже, и как велико число их! ( Псаломъ 138, ст.17. )
Будучи въ Македонии и занимаясь там обычным своим делом, святая Узорешительница Анастасия познакомилась с одною очень молодою вдовою Феодотиею, которая была родом из страны Вифинской, из города Никеи'). По смерти мужа она осталась с тремя младенцами-сыновьями и жила в Ма кедонии, проводя дни своего вдовства въ усердном испове дании христианства и в благочестивых подвигах. Блаженная Анастасия часто жила у той вдовы, любила ее, как верную рабу Христову, и утешалась сладкою беседой с нею о сладчайшей любви к Богу, из-за которой столько святых положили свои души. С течением времени о Феодотии узнали, что она хри стианка, и честная вдова была схвачена и приведена к царю на допрос.
Когда она стояла на этом нечестивом судилище, один из окружавших царя, именем Левкадий, прельстился ея красотой, так как она была красива и благолепна. Он просил царя не убивать Феодотию, но дать ее ему, чтобы он мог на ней жениться. Царь согласился, надеясь, что муж скорее обратит ее в идолопоклонство.
Левкадий взял Феодотию с детьми къ ce6е въ дом, и чего только ни делал и ни говорил, упрашивая ее, увещевая, ла ская и грозя, чтобы она отверглась Христа и стала его женою. Феодотия отвечала ему: -"Если ты хлопочешь, чтобы я была твоей женой, из-за того, что желаешь моих богатств и ИМЕНИЙ ТО я добровольно отдаю тебе все; оставь же меня работать Христу, чтобы мне вместо всех богатств наследовать одного Христа. Если же ты желаешь меня изъ влечения к красоте моей, и думаешь отвратить меня от моего Христа, то знай, что ты стремишься к невозможному. Ибо легче ты обратишь красоту мою в безобразие и жизнь в смерть, чем отторгнешь от Христа мой ум и вынудишь у меня согласие на брак с тобою".
В то время Левкадию нужно было сопровождать царя, кото рый куда-то отправлялся. И он уехал, оставив Феодотию в своем доме, и долго не возращался. Феодотия же, несколько облегченная, служила, вместе со святою Анастасиею узникам, исцеляла больных, погребала мертвых, укрепляла живых къ большим подвигам. И вот Диоклитиану снова дооносят, что темницы по городам наполнены христианами, и что негде помещать других узников. Тогда нечестивый мучитель велел умертвить всех заключенных различными казнями, чтобы темницы, освободившись, могли вместить других христиан.Была назначена для того одна ночь, во время которой великое множество мучеников было призвано к немерцающему Дню-Христу Господу. Одни скончались от меча, других потопила вода, некоторых сожгли огненныя печи, а другихъ живыми приняли недра земли: глубокие рвы и ямы были наполнены людьми и засыпаны землею и камнями.
На утро христолюбивая и блаженная Анастаси, по обычаю своему, пришла в одну из темниц и, не найдя никого изъ честныхъ страдальцев, наполнила воздух жалостными криками и рыданиями. Когда случившиеся тамъ воины спросили ее, за чем она так рыдает, она отвечала:
- "Ищу рабов Бога моего, которые вчера были въ этой темнице, а теперь-не знаю, гдъ находятся".
Воины, видя, что она христианка, тотчас взяли ее и отвели к начальнику Иллирийской области Флору1). Когда святую привели к игемону, тот спросил ее: -"Ты христианка" Святая Анастаия отвечала: —“Воистину я хрисианка. Что тебе кажется мерзостным, то мне дорого. А имя христианки, которое у вас считается позором, для меня честно и славно”. Тогда игемон стал разспрашивать Анастасию об ея происхождении и, узнав, что она из известнаго римскаго рода, с удивлением спросил: —“Что побудило тебя к тому, что ты, оставив Рим, славное отечество твое, пришла сюда?” Святая отвечала ему: —“Не что иное, как только глас Господа моего, призывавшего меня к Себе. Внимая этому гласу, я оставила отечество и друзей, взяла Крест Христа моего и бодро и радостно пошла вслед за Христом”. Игемон сказал на это: —“Где тот Христос, Котораго ты исповедуешь?” Анастасия отвечала: —“Нет места, в котором бы не было Христа. Он—на небе, в море, и на земли, Он пребывает во всех призывающих и боящихся Его, просвещая их разум и всегда находясь с ними”. Игемон спросил: —“Где же находятся люди, боящиеся твоего Христа, о которых ты говоришь? Скажи нам, чтобы мы узнали их”. Святая отвечала: —“Доселе они были с нами на земле, живя в тий, теперь же, оставивъ дольний миръ, они на небе и съ высоты смотрятъ на насъ. Это блаженство доставила имъ смерть, принятая за Христа. И я желаю быть въ ихъ числе и пойти темъ же путемъ, что и они”. Игемонъ ничего не могъ сделать со знатною римлянкою, прежде чемъ о ней не узнаетъ царь, и потому онъ, описавъ все касающееся Анастасии, отправилъ это въ особомъ донесении Диоклетиану. Диоклетианъ знавалъ родителей Анастасии и мужа ея, равно какъ и ее самое. Понявъ, что она тратить на бедных христианъ свое имение, полученное ею отъ родителей, онъ приказалъ привести святую къ себе и, увидевъ ее, сталъ разспрашивать объ ея состояниии, такъ какъ больше любилъ богатство, чем своихъ боговъ. —“Где твои богатства, оставшиеся тебе после отца?” Святая мужественно отвечала: —“Еслибъ у меня оставалось еще что нибудь изъ сокровищъ и имения, которыми бы я могла еще послужить рабамъ моего Христа, то я не предала бы себя въ руки людей, ищущихъ христианской крови. Но теперь я уже истощила все имущество свое, которое принесла въ жертву Христу, и у меня осталось одно лишь мое тело; поэтому я стремлюсь и его принести въ даръ моему Богу”. Видя, какъ святая свободно говорить, и провидя ея мужество, царь потерялъ надежду одолеть ее словами и получить что нибудь изъ богатствъ ея, объ истощении которыхъ онъ только что слышалъ. Онъ боялся вступать съ нею въ дальнейшую беседу, чтобъ она не пристыдила его своими премудрыми словами, и велель отвести ее къ областеначальнику, сказавъ при этомъ: —“Не подобаетъ царскому величеству беседовать съ безумной женщиной”. Областеначальникъ ласково спросилъ святую Анастасию”): — Зачемъ не хочешь ты принести богамъ жертвы, какъ приносилъ ихъ твой отецъ; зачемъ оставила ихъ и почитаешь Христа? Ведь ты не знаешь Его: Онъ родился среди иудеевъ и ими же убить какъ злодей”. Анастасия отвечала: —“И у меня въ доме были боги и богини, золотые, серебряные и медные. Я видЬела, какъ они праздно стояли, служа только седалищемъ для птицъ, жилищемъ для пауковъ и мухъ. Поэтому я бросила боговъ и богинь въ огонь, освобождая ихъ отъ безчестия, которые имъ наносили птицы, пауки и мухи. И изъ огня они вышли у меня монетами золотыми, серебряными и медными. На их деньги я напитала многихъ голодныхъ, одела нагихъ, помогла немощнымъ, удовлетворила нуждающихся. И такъ изъ техъ боговъ, которые стояли безъ дела и безъ пользы, я извлекла пользу для многихъ”. Услышавъ такия слова областеначальникъ съ яростью воскликнулъ:
—“Я и слышать не хочу о твоемъ безбожномъ поступке”. Тогда святая съ усмешкой ответила: —“Удивляюсь твоему разуму, судья. Какъ ты можешь называть мой поступокъ—безбожнымъ поступкомъ. Еслибъ въ тех бездушныхъ идолахъ было хоть одно чувство или одна какая нибудь сила, то что помешало бы имъ освободиться изъ рукъ разрушителей ихъ, или отомстить разрушителямъ, или, наконецъ кричать и просить помощи отъ васъ? А они даже не знаютъ сами о себе, не знаютъ, что съ ними делается”. Прерывая речь святой, судья сказалъ: —“Божественный царь нашъ повелелъ тебе—отложивъ все лишние разговоры, сделать одно изъ двухъ: или согласиться на жертвоприношение богамъ или погибнуть злою смертию”.
Святая отвечала на это, что умереть за Христа не значить погибнуть, но—войти въ жизнь вечную. Увидевъ, после долгаго разговора, что святая непреклонна, областеначадьникъ доложилъ объ этомъ царю. Диоклетианъ въ великомъ гневе сталъ раздумывать, что бы сделать со святою Анастасиею. Кто-то изъ приближенныхъ посоветовалъ царю передать ее Ульшану, жрецу Капитолискому, чтобы онъ уговорилъ ее отречься отъ Христа, или принудилъ муками, или, если она не покорится, казнилъ бы ее смертно, и если после нея останется какое имущество, взялъ бы его въ Капитоли. Этотъ совет понравился царю, и онъ передалъ святую Анастасию Ульшану, верховному жрецу всехъ боговъ.
Ульшанъ съ честью привелъ ее къ себе въ домъ, разсчитывая уловить ее скорее лестью, чемъ угрозами. После долгихъ ласковыхъ уговоровъ онъ предложилъ ей на выборъ противоположные предметы, заключавшее въ себе все великолепие мира и всевозможныя орудия мучений, разместивъ все это другъ противъ друга: съ одной стороны драгоценные камни, а съ другой обоюдоострые мечи; здесь—золотыя ложа, украшенныя драгоценной хрустальной отделкой, а тамъ—железные раскаленные одры, наполненные горящими угольями; здесь— монисты, серьги, разные золотые и жемчужные уборы, а тамъ оковы, вериги и железныя узы. Здесь светлыя зеркала и всевозможные женские наряды, а тамъ железные гребни и рогатины, назначенные для того, чтобы рвать тело. Съ одной стороны драгоценныя одеяния, съ другой осколки и деревянные опилки, которыми мучители обыкновенно растравляли раны, нанесенныя мученикамъ. Къ чему поступидъ такъ этотъ коварный и лукавый человекъ? Къ чему положилъ онъ противъ предметовъ роскоши—предметы истязаний и мукъ, противъ радующихъ—наводящие уныние и противъ ласкающихъ—предметы ужасные? Для того, чтобы одними прельстить или другими устрашить невесту Христову. Но она ни на что не обращала внимания: не желала она ничего, что гвшитъ, не боялась и не хотъла бежать отъ предметовъ, наводящихъ скорбь и уныние, и съ большею охотою смотрела на орудие мучительства, чемъ на женские уборы. Такимъ образомъ, съ окаяннымъ случилось то, что говорить пророкъ: содгд непрдвдд (ек'81),—и коварный жрецъ, не предчувствуя, устроилъ все на свое посрамление и стыдъ; ибо Анастасия показала тогда еще большее мужество и любовь ко Христу, такъ что обнаружилась вся суетность коварнаго умысла языческаго жреца, и тщетность его лукавства. Когда онъ сказалъ святой: “выбери себе съ объихъ сторонъ то, что хочешь”,—она, посмотревъ на разложенные предъ нею предметы роскоши и драгоценности, сказала: —“Все это, диаволъ, твое и работающихъ на тебя, съ которыми ты и будешь преданъ вечной погибели”. Посмотревъ же на вериги и орудия мукъ, святая Анастасия произнесла: —“Окруженная этими предметами, я стану прекраснее и угоднее вожделенному Жениху моему—Христу. Это я выбираю, а то отвергаю, это люблю ради возлюбленнаго Господа моего, а то ненавижу”. Тогда жрецъ, щадя ее и не теряя надежды, что она изменить свое желание, далъ ей три дня на размышление. Но мученица, опечалившись, сказала: —“Зачемъ отлагать? Отчего ты не хочешь мучить меня теперь же? Ничего другого ты отъ меня не услышишь, какъ только то, что я говорю теперь: я не принесу жертвы твоимъ богамъ не исполню воли твоей и твоего царя; а принесу жертву хвалы Царю вековъ. Единому безсмертному Богу моему, за Котораго я полагаю мою душу. Мучения же, которыми ты грозишь, презираю, такъ какъ ничего не желаю приобресть, какъ только одного Христа, въ Которомъ жизнь вечная". Жрецъ спросилъ ее: - "Неужели и ты избираешь себе смерть, подобную Христовой?" Мученица, услышавъ о смерти Христовой, исполнилась радости и сказала; -"Аминь, аминь! да будеть такъ со мною, Христосъ, Царь мой!" Жрецъ спросилъ: -"Что значить это слово-"аминь"? Святая отвечала: -"Ты не достоинъ ни понимать, ни произносить это слово. Никто изъ разумныхъ людей не вливаетъ драгоценное миро въ гнилой сосудъ". Тогда Ульшанъ приказалъ отвести святую Анастасию на три дня къ знакомымъ ей женщинамъ, бывшимъ когда-то ея соседками и подругами, чтобы они уговорили ее вернуться къ отеческимъ богамъ. Чего только ни делали те лукавыя и нечестивыя женщины! Какихъ советовъ, какихъ ласковыхъ и приятных для женщинъ словъ не нашептывали они Анастасие, напоминая ей о красоты и сладости миpa! Но святая была какъ глухая, которая не сдышитъ, и какъ немая, не отверзающая устъ своихъ. Въ те три дня она не приняла ни пищи, ни питая въ уста свои, но непрестанно въ сердце своемъ взывала къ Жениху своему Христу. Черезъ три дня верховный жрецъ Ульшанъ, видя, что святая Анастасия была тверда въ исповедании веры, какъ столпъ непоколебимый и гора неподвижная, осудилъ ее на муки. Но сперва этотъ окаянный человъкъ, уязвленный ея красотою, желалъ осквернить чистую голубицу Христову своею нечистотою. Однако, когда сей нечестивецъ хотелъ прикоснуться къ ней, он вдругъ ослеп, страшная боль сжала ему голову и, какъ безумный, онъ вопилъ и взывалъ къ своимъ богамъ, прося помощи. Онъ приказалъ нести себя въ идольский храмъ, надеясь получить помощь отъ техъ, кому служилъ, но, вместо помощи, получилъ больший вредъ, и вместо жизни - смерть; ибо онъ извергъ свою злобную душу и преселился къ своимъ богамъ - въ адъ. Слухъ объ этомъ чуде распространился среди многихъ, а святая мученица Анастасия осталась свободною. Выйдя оттуда, она отправилась къ вышеупомянутой духовной cecтре своей Феодотии, все еще пребывавшей въ додгв градоначальника Левкадия, и разсказала ей подробно обо всемъ, что она претерпела, и о томъ чуде, которое чрезъ нее совершилъ Богъ, показавъ надъ ней милость Свою. Bскоре после того возвратился и Левкадий изъ Виеинш. Онъ опять принялся за старое и по прежнему старался то ласками, то угрозами склонить Феодотию къ двумъ беззакониямъ - поклониться его нечестивымъ богамъ и вступить съ нимъ въ постыдный и ненавистный для нея бракъ. Наконецъ, истощивъ все свои усилия и видя, что ни въ чемъ успеть не можетъ по причине пребывания здесь Анастасии, жестокий воспылалъ еще большимъ гневомъ: онъ сковалъ и предалъ Анастасию суду, а Феодотию съ ея детьми послалъ связанной въ Виеишю къ аноипату Никитию, разсказавъ ему въ письме все касающееся Феодотии. Когда блаженная Феодотия была приведена къ этому проконсулу, то последний, при допросе, сталъ грозить ей муками. На это старший сынъ Феодотии, по имени Еводъ, небольшой мальчикъ, сказалъ проконсулу: -"Мы, судья, не боимся мукъ, которыя даютъ телу нетление, а душе безсмертие. Боимся же мы Бога, Который можетъ и душу и тело погубить въ геенне огненной". Судья, услышавъ такия речи, приказалъ тутъ же, при матери, бить отрока розгами до крови. Мать, смотря на это, радовалась и укрепляла своего сына Божественными словами, убеждая его мужественно претерпевать всякое страдание. После этого истязания Феодотию отдали одному безстыдному человеку, по имени Гиртаку, чтобы тотъ осквернилъ ее. Но едва тотъ, приблизясь къ целомудренной paбе Божией, хотелъ прикоснуться къ ней, какъ уви делъ стоящаго возле нея светлаго юношу, который, грозно на него посмотревъ, ударилъ его въ лицо такъ сильно, что онъ былъ окровавленъ. Это чудо ясно виделъ и аноипатъ; но вместо того, чтобы познать Бога, хранящаго чистоту целомудренныхъ онъ обезумелъ еще больше, приписывая это чарамъ волхвовашя. Онъ велелъ разжечь какъ можно жарче печь и бросить въ нее мать съ тремя детьми. И святая Феодотия съ благословенными плодами чрева своего соделалась жертвою благоприятною Богу: она скончалась въ огне. Въ это время святая Анастасия содержалась въ оковахъ у иллиршскаго игемона. Этотъ человекъ былъ корыстолюбивъ, и услышавъ, что Анастасия владеетъ большимъ богатствомъ, велелъ тайно привести ее къ себъ и сказалъ ей: -"Я знаю, что ты богата и имъеешь много денегъ и имений. При этомъ ты держишься веры христианской, чего и сама не скрываешь. Исполни же заповъдь своего Христа, Который повелеваетъ вамъ презирать все богатства и быть нищими. Уступи мне богатство твое и сделай меня наследникомъ твоего имения. Сделавъ такъ, ты получишь двойную выгоду: исполнишь заповедь Христа и, освободившись изъ нашихъ рукъ, будешь безбоязненно и невозбранно служить своему Богу". Премудрая Анастасия благоразумно ответила на это: -"Въ Евангелие есть слово Господа моего: продли йд^нК твое и ддждь нтуымъ, и йм-йти йлмши сокрокнщг нд НЕСИ г). Кто будетъ настолько безуменъ, чтобы дать тебе, богатому человеку, то, что принадлежитъ нищимъ? Кто будетъ настолько не разсудителенъ, чтобы дать тебе, утопающему въ роскоши и живущему въ сладостяхъ и въ самоуслаждении, пищу нищихъ? Если я увижу тебя алчущимъ и жаждущимъ, нагимъ и больнымъ и брошеннымъ въ темницу, тогда я сделаю для тебя, какъ надобно, все повеленное намъ Христомъ: напитаю тебя, напою, одену, посещу, послужу, помогу, подавая тебе все нужное". Разгневался игемонъ на эти слова и въ ярости повелел заключить святую въ мрачную темницу и морить ее тридцать дней голодомъ. Но она питалась надеждою своею - Христомъ Господомъ: Онъ былъ ей сладкою пищею и утешениемъ въ скорби. Всякую ночь являлась ей святая мученица Феодотия, наполняла радостно ея сердце и укрепляла ее. Анастасия о многомъ говорила съ блаженною, о многомъ разспрашивала ее. Между прочимъ, она спросила ее: -"Какъ ты приходишь ко мне по смерти?" Феодотия объяснила ей, что душамъ мучениковъ дарована отъ Бога особая благодать, чтобы и по своемъ отшествии отъ земли, они могли приходить, къ кому пожелаютъ, беседовать съ ними и утешать ихъ. По истечении тридцати дней, игемонъ, видя, что Aнacтacия не изнемогла отъ голода, и остается здоровой и светлой лицомъ, разъярился противъ стражей, думая, что они доставляли ей пищу. Наконецъ, онъ приказалъ посадить ее въ более крепкую темницу, запечаталъ входъ въ нее своею печатью и, приставивъ самую верную стражу, морилъ святую Анастасию голодомъ и жаждою еще тридцать дней. И святая мученица за это время день и ночь питалась одними только слезами и усердно молилась Богу. По истечении другихъ тридцати дней, игемонъ вывелъ Анастасию изъ темницы и, увидевъ, что она опять не изменилась лицомъ, осудилъ ее на смерть вместе съ другими приговоренными къ казни за различным злодеяния. Всехъ ихъ определено было потопить въ море.
Среди приговоренныхъ былъ одинъ благочестивый мужъ, именемъ Евтихианъ; лишенный ради Христа всего своего имения, онъ осужденъ былъ на ту же смерть. И вотъ ихъ всехъ посадили на корабль и отплыли съ ними въ море. Достигнувъ глубины, воины просверлили несколько отверстий въ корабле, а сами пересели въ лодку, нарочно для того приготовленную, и поплыли къ берегу. И когда корабль уже долженъ былъ погрузиться, внезапно находящееся на немъ увидели святую мученицу Феодотию, управляющую парусами и ведущую корабль къ берегу, котораго онъ вскоре и достигъ. Все осужденные, видя свое спасение отъ потопления, изумились и, припавъ къ ногамъ двухъ христианъ Евтихиана и Анастасии, умоляли просветить ихъ в веру Христову.
Выйдя на берегъ неврежденными, они приняли учение веры отъ Евтихиана и Анастасии и крестились. Всехъ душъ, спасшихся от потопления и уверовавшихъ во Христа, было сто двадцать. Игемонъ, вскоре узнавъ объ этомъ, разгневался и издалъ приказъ схватить ихъ и казнить всевозможными казнями, мученицу же Анастасию растянуть между четырьмя столбами и сжечь. Такъ блаженная Узорешительница совершила страдальчески свой подвить: разрешилась отъ узъ плоти и отошла къ небесной желанной свободе. Честное же тело ея, неповрежденное огнемъ, было выпрошено у жены игемона одною благочестивою женою, Аполлинариею, которая похоронила его съ честью въ своемъ винограднике. Со временемъ, когда гонение на Церковь прекратилось, она воздвигла надъ могилою мученицы церковь. Прошло еще много летъ, и честныя мощи святой Анастасии прославились. Тогда съ великою почестью они были перенесены въ царствуюпцй городъ Константинополь, на защиту и спасение городу, во славу Христа Бога нашего, со Отцемъ и Святымъ Духомъ, во единомъ Божестве прославляемаго во веки.Аминь.
Житие ещё до конца не отридактировано. Спаси Госпади Константин.
Главная
страница | Житие | Акафист | Иконы | Во славу Божию | Сестричество | Фотоальбом | Тропарион |
Библиотека | Радиостанция | Православные ссылки | Новости | Гостевая книга | Редакция